Пра прычыны эканамічнай слабасці аўтарытарных дзяржаў. Центральная характеристика всех институтов естественного государства - это личные отношения. Экономические и политические решения принимаются "взирая на лица". Слабое место этой системы в том, что она быстро твердеет и ориентируется на выполнение задач прошлого, не в силах быстро приспособиться к новым задачам. Это окостенение, риск отката, вспышки насилия и разрушения не дают возможности создавать предпосылки для долгосрочного экономического роста. На краткосрочном этапе быстрый рост возможен, мобилизационная, плановая экономика - тому подтверждение.
Пра сувязь канкурэнцыі ў эканоміцы і палітыкі. Из учебников по экономической теории известно, что совершенная конкуренция - абстрактная модель, которая может быть проинтерпретирована как "система невидимой руки". В ней действуют обезличенные, анонимные невидимки, поскольку потребители "не взирая на лица", а продавцы продают однородную продукцию. Более мягкий вариант конкурентной системы будет означать то, что никто из агентов рынка не может обладать достаточной властью назначать цену, определять направление развития. Благодаря "невидимой руке" это сделает сам рынок. Не случайно в тексте книги часто делаются отсылки к Фридриху фон Хайеку и Йозефу Шумпетеру. За пониманием конкуренции стоят метафоры "созидательного разрушения" и "расширенного порядка". Одной лишь экономической конкуренции недостаточно, она может выживать только благодаря конкуренции в политике.
Чем же обеспечивается взаимный баланс ситуации открытого доступа, когда одновременно конкуренция преобладает и в экономике, и в политике? Конкуренция в политике поддерживается демократическими институтами, гражданским обществом и конкурентной партийной системой. Все граждане и партийные силы равны перед законом. Залогом конкуренции в политике является достаточно сильная позиция, которая вместе с разделением властей обеспечивает контроль, сдерживает амбиции элит и получение ренты.
Пра прычыны эканамічнага поспеху дзяржаў адкрытага доступу. Трудно выделить отдельную составялющую системы открытого доступа. Если выделять свойство всех элементов системы, то этим свойством окажется безличность. Этим свойством в рамках этого социального порядка должны обладать элиты, частные и общественные организации, коалиции, государственная власть. В конечном итоге и сами люди, поскольку от воли отдельных людей не должны зависеть никакие решения. Эта воля воплощается только как общественная. Государство в благополучных обществах растет, но растет за счет предоставления более дорогих и качественных благ (образование, инфраструктура, социальное страхование) и поддержания достаточно дорогих демократических институтов власти. Все услуги государства предоставляются на беспристрастной основе. Бюрократия в такой системе подконтрольна закону, действует профессионально и не срастается с бизнесом. Именно в такой системе возникают достоверные обязательства и доверие между властью и обществом.
Истинные государства открытого доступа обладают способностью реагировать на внешние изменения и новые угрозы. Адаптивная эффективность позволяет создавать продуктивные, честные и стабильные институты, а если нужно, и заменять их новыми. Способность приспосабливаться зависит от уровня творческой энергии, от возможности действовать в ситуации неопределенности. Чем больше попыток разными способами приспособиться к меняющимся условиям, чем больше конкурирующих способов принятия решения, чем ниже степень централизации, тем выше адаптивная эффективность.
Прычыны пераходу дзяржаў да стану адкрытага доступу. Первый шаг перехода - это изменение внутри элит и господствующей коалиции. Установление безличных отношений внутри элит, которые потом распространяются на все общество. В отличие от Айджемоглу и Робинсона, подход Норта и соавторов более реалистичный, поскольку исходит из того, что элита предпочитает уступки революции, но из того, что происходит борьба между различными группами внутри элиты и эта борьба вынуждает идти на уступки по расширению прав большей части населения. Основное внимание переносится на внутреннюю эволюцию самих элит. Безличность - не спасение от краха и революции, но результат борьбы различных группировок, в ходе которой происходит децентрализация и желание застраховать свое положение. Для того, чтобы это произошло, требуется наличие трех пороговых условий: верховенства закона для элит, распространение организаций, которые не зависят от конкретных людей и существуют на постоянной основе, и, наконец, контроль над вооруженными силами и применением насилия.
Комментариев нет:
Отправить комментарий